УТВЕРЖДЕНО
решением Думы Надеждинского района от 29.03.2005 г. № 39, с изменениями и дополнениями, внесенными решением Думы от 28.11.2006 № 354
Положение
о публичных (общественных) слушаниях
в Надеждинском муниципальном районе
Настоящее Положение устанавливает в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом Надеждинского муниципального района порядок организации и проведения публичных (общественных) слушаний в Надеждинском муниципальном районе.
1. Основные понятия
1.1. В настоящем Положении используются основные понятия:
Публичные (общественные) слушания - форма реализации прав населения муниципального района (общественности) на участие в процессе принятия решений органами местного самоуправления посредством проведения собраний для публичного обсуждения проектов правовых актов муниципального образования и других общественно значимых вопросов;
Представитель общественности - физическое лицо или юридическое лицо, а также их ассоциации организации, группы или иные объединения, за исключением тех, кто принимает решение по данному вопросу в силу служебных обязанностей, представляет органы местного самоуправления и государственной власти или участвует в их деятельности на основании безвозмездного договора;
Оргкомитет - это коллегиальный орган, сформированный на паритетных началах из должностных лиц органов местного самоуправления и представителей общественности, осуществляющий организационные действия по подготовке и проведению публичных (общественных) слушаний;
Эксперт публичных (общественных) слушаний - лицо, представившее в письменном виде рекомендации по вопросам публичных (общественных) слушаний и принимающее участие в прениях для их аргументации;
2. Цели проведения публичных (общественных) слушаний
2.1. Публичные (общественные) слушания проводятся в целях:
- информирования общественности и органов местного самоуправления о фактах и существующих мнениях по обсуждаемой проблеме;
- выявления общественного мнения по теме и вопросам, выносимым на публичные (общественные) слушания;
- осуществления связи, диалога органов местного самоуправления с общественностью муниципального образования;
- подготовки предложений и рекомендаций по обсуждаемой проблеме;
- оказания влияния общественности на принятие решений органами местного самоуправления.
3. Вопросы, выносимые на публичные (общественные) слушания
3.1. Публичные (общественные) слушания проводятся по вопросам местного значения и их решения носят рекомендательный характер для органов местного самоуправления.
3.2. На публичные (общественные) слушания в обязательном порядке выносятся:
- проект Устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав;
- проект местного бюджета и отчет об его исполнении;
- проекты планов и программ развития муниципального образования;
- вопросы о преобразовании муниципального района, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкция объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки.
4. Инициаторы публичных (общественных) слушаний
4.1. Инициаторами публичных (общественных) слушаний могут являться: население муниципального района, представительный орган и глава муниципального района.
4.2. Инициатива населения по проведению публичных (общественных) слушаний может исходить:
- инициативной группы жителей муниципального района старше 18 лет численностью не менее 50 человек;
- организаций: не менее трех организаций или одной организации с количеством членов не менее 100 человек.
4.3. Организации, являющиеся юридическими лицами, подают представление в представительный орган муниципального района о своей инициативе по проведению публичных (общественных) слушаний на бланках организаций, скрепленных печатью и подписью руководителя организации.
4.4. Организации, не являющиеся юридическими лицами, подают представление в представительный орган муниципального района о своей инициативе по проведению публичных (общественных) слушаний, оформленное как решение руководящего органа (выписка из протокола) данной организации, с подписью ее руководителя.
5. Назначение публичных (общественных) слушаний
5.1. Публичные (общественные) слушания по инициативе населения или представительного органа муниципального района назначаются решением представительного органа муниципального района.
5.2. Глава муниципального района может назначить публичные (общественные) слушания по вопросам, отнесенным Уставом муниципального района к компетенции главы муниципального района, собственным постановлением или внести инициативу о проведении таких слушаний в представительный орган муниципального района.
5.3. В решении (постановлении) о назначении публичных (общественных) слушаний указывается:
- тема публичных (общественных) слушаний;
- дата проведения публичных (общественных) слушаний - не позднее 2‑х месяцев со дня принятия решения о назначении;
- состав оргкомитета.
5.4. В состав оргкомитета на паритетных началах по численному составу должны быть включены: должностные лица органов местного самоуправления (депутаты представительного органа муниципального района, специалисты администрации муниципального района), представители общественности, интересы которых затрагиваются при принятии данного решения.
6. Процедура назначения публичных (общественных) слушаний представительным органом муниципального района
6.1. Для принятия решения о назначении публичных (общественных) слушаний его инициаторы направляют в представительный орган муниципального района:
- представление с указанием темы предполагаемых публичных (общественных) слушаний (вопросы, проект муниципального правового акта, выносимые на публичные слушания) и обоснованием ее общественной значимости;
- список предполагаемого инициаторами состава оргкомитета;
- по инициативе жителей муниципального района - список инициативной группы (приложение);
- предполагаемую дату проведения публичных слушаний;
- список кандидатур для включения в состав оргкомитета.
Ходатайство подписывается всеми инициаторами публичных (общественных) слушаний.
6.2. Вопрос о назначении публичных (общественных) слушаний рассматривается представительным органом муниципального района на очередном ее заседании в соответствии с Регламентом Думы.
6.3. Решение о назначении публичных (общественных) слушаний принимается на заседании предста-вительного органа муниципального района большинством голосов от числа участников заседания.
6.4. При отклонении инициативы о проведении публичных (общественных) слушаний, ее инициаторы могут повторно внести предложение о назначении публичных (общественных) слушаний по данной теме с приложением более 500 подписей жителей муниципального района на подписных листах (приложение 2).
6.5. Если в поддержку назначения публичных (общественных) слушаний высказалось более 500 жителей муниципального района, публичные (общественные) слушания по указанной теме назначаются представительным органом муниципального района в обязательном порядке.
6.6. Публичные (общественные) слушания по вопросам, указанным пунктом 3.2. статьи 3 инициируются и назначаются представительным органом муниципального района. Сроки назначения данных слушаний определяются требованиями настоящего Положения, в соответствии с Регламентом и планом работы представительного органа муниципального района.
7. Организация подготовки к публичным (общественным) слушаниям
7.1. На основании решения представительного органа муниципального района или главы муниципального района, глава муниципального района в 3‑дневный срок назначает ответственное структурное подразделение администрации по подготовке и проведению публичных (общественных) слушаний. Ответственное структурное подразделение организует проведение первого заседания оргкомитета (не позднее 5 дней после своего назначения) и в дальнейшем осуществляет организационное и материально-техническое обеспечение деятельности оргкомитета.
7.2. На первом заседании члены оргкомитета избирают из числа инициаторов данных публичных (общественных) слушаний председателя оргкомитета, который организует его работу.
В случае назначения слушаний Думой Надеждинского муниципального района председательствующим на них может быть председатель Думы Надеждинского муниципального района, его заместитель, председатель комиссии, к компетенции которой относится выносимый на слушания вопрос.
В случае назначения слушаний главой Надеждинского муниципального района председательствующим на них может быть глава Надеждинского муниципального района, его заместители, руководитель органа администрации, к компетенции которого относится выносимый на слушания вопрос.
7. 3. Оргкомитет проводит следующие мероприятия:
- определяет перечень конкретных вопросов, выносимых на обсуждение по теме публичных (общественных) слушаний;
- не позднее 20 дней до назначенной даты проведения слушаний обеспечивает публикацию темы и перечня вопросов публичных (общественных) слушаний в средствах массовой информации и на официальных сайтах органов местного самоуправления. При рассмотрении на публичных (общественных) слушаниях проекта правового акта, его полный текст публикуется для ознакомления населения;
- определяет перечень должностных лиц, специалистов, организаций и других представителей общественности, приглашаемых к участию в публичных (общественных) слушаниях в качестве экспертов, и направляет им официальные обращения с просьбой дать свои рекомендации и предложения по вопросам, выносимым на обсуждение;
- содействует участникам публичных (общественных) слушаний в получении информации, необходимой им для подготовки рекомендаций по вопросам публичных (общественных) слушаний и в представлении информации на публичные (общественные) слушания;
- организует подготовку проекта итогового документа (приложение 3), состоящего из рекомендаций и предложений по каждому из вопросов, выносимых на публичные (общественные) слушания. В проект итогового документа включаются все поступившие в письменной форме рекомендации и предложения после проведения их редакционной подготовки по согласованию с авторами. В проект итогового документа по каждому из вопросов, выносимому на публичные слушания, должно входить не менее 2 рекомендаций от представителей общественности;
- составляет список экспертов публичных (общественных) слушаний и направляет им приглашения. В состав экспертов в обязательном порядке включаются все лица, подготовившие рекомендации и предложения для проекта итогового документа;
- назначает ведущего и секретаря публичных (общественных) слушаний для ведения публичных (общественных) слушаний и составления протокола;
- оповещает население района и средства массовой информации об инициаторах, дате и месте проведения, теме и вопросах, выносимых на обсуждение, не позднее 7 дней до даты проведения;
- определяет место и время проведения публичных (общественных) слушаний с учетом количества экспертов и возможности свободного доступа для жителей муниципального района, представителей органов местного самоуправления и других заинтересованных лиц;
- регистрирует участников публичных (общественных) слушаний и обеспечивает их проектом итогового документа.
7.4. Оргкомитет составляет план работы, распределяет обязанности своих членов и составляет перечень задач по подготовке и проведению публичных (общественных) слушаний для выполнения ответственным структурным подразделением администрации и предоставляет его руководителю соответствующего структурного подразделения для принятия решения.
7.5. Оргкомитет вправе создавать рабочие группы для решения конкретных организационных и содержательных задач и привлекать к своей деятельности других лиц.
7.6. Оргкомитет в своей деятельности подотчетен либо Думе Надеждинского муниципального района - в случае, если слушания назначаются решением Думы, либо главе Надеждинского муниципального района - в случае, если они назначаются правовым актом главы Надеждинского муниципального района.
Количество членов оргкомитета определяется органом местного самоуправления, назначающим публичные слушания.
8. Извещение населения о публичных (общественных) слушаниях
8.1. Население муниципального района извещается оргкомитетом через средства массовой информации о проводимых публичных (общественных) слушаниях не позднее 7 дней до даты проведения.
8.2. Публикуемая информация должна содержать: тему и вопросы публичных (общественных) слушаний, информацию об инициаторе их проведения, указание времени и месте собрания, контактную информацию оргкомитета, а также указание на издания, адреса официальных сайтов органов местного самоуправления и другие источники, где размещена полная информация о подготовке и проведении публичных (общественных) слушаний
8.3. Информация о публичных (общественных) слушаниях, их подготовке и проведении публикуется в средствах массовой информации.
8.4. Оргкомитет может использовать и другие формы информирования населения о проводимых публичных (общественных) слушаниях.
9. Участники публичных (общественных) слушаний
9.1.Участниками публичных (общественных) слушаний, получающими право на выступление для аргументации своих предложений, являются эксперты, которые внесли в оргкомитет в письменной форме свои рекомендации по вопросам публичных (общественных) слушаний не позднее 5 дней до даты проведения публичных (общественных) слушаний.
9.2.Участниками публичных (общественных) слушаний без права выступления могут быть все заинтересованные жители муниципального района, представители органов местного самоуправления, средств массовой информации и другие лица.
10. Процедура проведения публичных (общественных) слушаний
10.1. Перед началом проведения публичных (общественных) слушаний оргкомитет организует регистрацию его участников с выдачей проекта итогового документа.
10.2. Ведущий публичных (общественных) слушаний открывает собрание и оглашает тему публичных (общественных) слушаний, инициаторов его проведения, предложения оргкомитета по времени выступления участников заседания, представляет себя и секретаря собрания.
10.3. Время выступления экспертов определяется голосованием участников публичных (общественных) слушаний, исходя из количества выступающих и времени, отведенного для проведения заседания, но не может быть менее 3 минут на одно выступление.
10.4. Для организации прений ведущий объявляет вопрос, по которому проводится обсуждение и предоставляет слово экспертам в порядке размещения их предложений в проекте итогового документа для аргументации их позиции.
10.5. По окончанию выступления эксперта (или при истечении предоставленного времени), ведущий дает возможность участникам собрания задать уточняющие вопросы по позиции и (или) аргументам эксперта и дополнительное время для ответов на вопросы. Время ответов на вопросы не может превышать времени основного выступления эксперта.
10.6. Эксперты вправе снять свои рекомендации и (или) присоединиться к предложениям, выдвинутым другими экспертами публичных (общественных) слушаний. Решения экспертов об изменении их позиции по рассматриваемому вопросу отражается в протоколе и итоговом документе.
10.7. После окончания выступлений экспертов по каждому вопросу повестки публичных (общественных) слушаний ведущий обращается к экспертам с вопросом о возможном изменении их позиции по итогам проведенного обсуждения.
10.8. После окончания прений по всем вопросам повестки публичных (общественных) слушаний ведущий предоставляет слово секретарю для уточнения рекомендаций, оставшихся после рассмотрения всех вопросов заседания. Ведущий уточняет: не произошло ли дополнительное изменение позиций участников перед окончательным принятием итогового документа.
10.9. В итоговый документ публичных (общественных) слушаний входят все, не отозванные их авторами рекомендации и предложения. Итоговый документ считается принятым после реализации всеми желающими экспертами своего права на отзыв своих предложений и рекомендаций из проекта итогового документа.
10.10. По результатам публичных (общественных) слушаний открытым голосованием принимается итоговый документ публичных (общественных) слушаний (приложение 1). Итоговый документ принимается большинством голосов от числа участников публичных слушаний, указанных в статье 9 настоящего Положения лиц.
10.11. Результаты публичных (общественных) слушаний заносятся в протокол. Протокол о результатах публичных (общественных) слушаний составляется в четырех экземплярах и подписывается председательствующим и секретарем комиссии. Один экземпляр остается в комиссии, второй направляется в Думу Надеждинского муниципального района, третий - главе Надеждинского муниципального района, четвертый - инициатору проведения публичных (общественных) слушаний.
10.12. После принятия итогового документа ведущий напоминает участникам публичных (общественных) слушаний о возможности внесения в оргкомитет в письменной форме дополнительных предложений и (или) снятии своих рекомендаций из итогового документа в течение последующих 7 дней и закрывает публичные (общественные) слушания.
11. Публикация материалов публичных (общественных) слушаний и учет их результатов при принятии решений органами местного самоуправления
11.1. В течении 7 дней после окончания публичных (общественных) слушаний оргкомитет организует принятие дополнительных предложений, регистрирует заявления о снятии своих рекомендаций экспертами публичных (общественных) слушаний и подготавливает итоговый документ к публикации. Все поступившие документы и изменения в итоговом документе регистрируются в протоколе оргкомитета, который публикуется в средствах массовой информации и предъявляется для ознакомления любым заинтересованным лицам.
11.2. Все дополнительно поступившие предложения и материалы оформляются в качестве приложений к итоговому документу публичных (общественных) слушаний и передаются вместе с ним в представительный орган или главе муниципального района для принятия решения и последующего хранения.
11.3. Оргкомитет обеспечивает публикацию итогового документа публичных (общественных) слушаний без приложений в средствах массовой информации и на официальных сайтах органов местного самоуправления с приложениями.
11.4. Глава муниципального района не позднее 14 дней направляет в представительный орган муниципального района заключение администрации по каждому вопросу итогового документа с соответствующим обоснованием.
11.5. В течение 10 дней с момента получения заключения администрации на итоговый документ публичных (общественных) слушаний, вопрос о рассмотрении результатов публичных (общественных) слушаний выносится на рассмотрение комиссии представительного органа, в ведении которой находятся рассматриваемые вопросы, и включается в повестку дня очередного заседания представительного органа.
11.6. Отчет о работе оргкомитета и материалы публичных (общественных) слушаний на заседаниях комиссии и представительного органа представляет председатель оргкомитета.
11.7. Рассмотрение рекомендаций публичных (общественных) слушаний проводится представительным органом по каждому вопросу публичных (общественных) слушаний, по которому есть рекомендации в итоговом документе. Представительный орган принимает решение по существу каждого из рассматриваемых вопросов.
11.8. После принятия представительным органом решений по результатам публичных (общественных) слушаний оргкомитет прекращает свою деятельность.
11.9. Решение представительного органа по итогам рассмотрения результатов публичных (общественных) слушаний подлежит обязательному опубликованию.
12. Вступление в силу настоящего Положения
12.1. Настоящее Положение, за исключением пункта 3.2. вступает в силу со дня его официального опубликования.
12.2. Пункт 3.2. вступает в силу с 1 января 2006 года в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».